Рубрика #Татарскиймир -это значимые факты о людях, традициях, культуре и истории татарского народа.

В октябре отмечает своё 95-летие известный татарский историк, краевед, писатель, публицист, философ, общественный деятель Алимжан Орлов.

Он – автор работ по социологии, религии и межнациональным отношениям, этногенезу и этнической истории татар-мишарей, краеведению, статей по топонимике татарских селений Нижегородчины.

Алимжан Мустафинович Орлов (тат. Галимҗан Мостафа улы Орлов) родился 10 октября 1929 года в селе Камка Сергачского района Нижегородской области в татарской семье простых сельских тружеников.

Его дед Айзатулла был из семьи малоимущих крестьян и занимался промыслом в Киеве. После революции был организатором колхоза в Камке. Отец Мустафа был первым трактористом в Камке, но умер молодым и Алимжан совсем его не запомнил. Алимжан рано научился читать, хорошо учился в школе. Но пришла война. В трудные годы войны, будучи подростком, работал наравне с взрослыми в колхозе. С отличием окончил семилетнюю школу и поступил в Кочко-Пожарское педагогическое училище. В это тяжелое для страны послевоенное время партия призвала молодежь восстанавливать Горьковский автозавод, и Алимжан поехал в Горький.

Через 2 года продолжил учебу в в педагогическом училище. 1951 – с отличием закончил в педагогическое училище и стал работать. 1967 – перевелся преподавателем на кафедру философии в Горьковский сельскохозяйственный институт. С детства он мечтал быть учителем и здесь, в стенах института, реализовалась его мечта. 1967-1997 – Доцент Горьковского Сельскохозяйственного Института 1977 – защитил кандидатскую диссертацию и стал кандидатом философских наук.

Всё это время продолжал работать над историей татар-мишарей. Более 40 научных публикаций посвятил он этой теме. 1992 – в Казани вышла его первая книга «Мещера, мещеряки, мишари». 2001 – напечатана книга «Нижегородские татары. Этнические корни и исторические судьбы». 2003 – написал книгу о своей родной деревне – «Камкино: история и современность» (совместно с А. Каримовым). Она очень информативна и прекрасно иллюстрирована.

2011-2012 г. г. выходит двухтомная книга «Навеки вместе» (совместно с А. Файзуллиным). В ней исследуются актуальные проблемы истории татар-мишарей – одной из этнических групп, проживающей на территории Нижегородской области. Авторами рассматриваются отдельные аспекты истории тюркоязычного населения края: мещеры, булгар, татар, двух регионов, сыгравших решающую роль в формировании народности мишарей – Арзамасского края и Припьянской степи. В книге впервые публикуются избранные сведения по ранней истории всех современных селений татар-мишарей в Нижегородской области.

В своих книгах и статьях Алимжан Орлов на основе тщательного изучения и анализа архивных документов доказывает, что нижегородские татары-мишари, как часть великого татарского народа Поволжья и Приуралья, – это потомки племени мещера, которое существовало наряду с племенами русичей, вятичей, кривичей и других. И это не пришельцы и не завоеватели-разрушители, а один из коренных народов Руси – России, прошедший длинный путь, разделяя с другими народами радости и горести и сохранив при этом язык, веру, культуру и традиции своих предков.

Он представил объективную картину взаимодействия татарского и других народов региона в панораме веков, раскрывая связи средневековой истории. 1990 – организовал и стал руководителем Нижегородского общества татарской культуры «Туган як».

Как первый председатель общества много сделал для сохранения татарской культуры. При нём была создана татарская самодеятельность в Нижнем Новгороде, открыто семь воскресных татарских школ.

С помощью спонсоров братьев Хисямовых организовал первые сабантуи в Нижнем Новгороде.

Также было организовано ежегодное чествование участников Великой Отечественной войны.

С 2012 года стал почётным Председателем Общества. Он также принимал самое непосредственное участие в создании татарской газеты «Туган Як». Опубликовал в ней много статей по истории татарских сел и деревень.

В те же годы восстановил связи с финскими татарами – семьей Шамиля и Фазили Насретдин и другими уроженцами Краснооктябрьского района. Ему удалось получить разрешение у органов власти организовать их приезд к нему в гости. Как же они были счастливы приехать на родину предков, и как благодарны Алимжану Орлову за это. Он показал им Нижний Новгород и потом свозил их в родное село Актуково, где их очень тепло приняли. Они рассказали, что узнали о нём и его исторических очерках из американской библиотеки. Позже он ездил к ним в гости в Финляндию, где был очень тепло принят. До сих пор он поддерживает с ними связь.

В Горьковском сельскохозяйственном институте он проработал 30 лет. Преподавал философию и научный коммунизм, занимался общественной и просветительской работой, ездил с лекциями по истории края в татарские села Нижегородской области.

За свою долгую и счастливую жизнь Алимжан Мустафинович много сделал для татар нижегородчины, исследуя историю своего народа.

Неоднократно участвовал и в международных конгрессах татар, а также был делегатом Всемирного конгресса татар. Его имя знакомо студентам ВУЗов, которые изучают историю татар – мишарей. Его труд отмечен многочисленными грамотами и благодарственными письмами общественных организаций и администрации.