10 ноября исполнилось 75 лет музыкально-театральному деятелю, директору Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М.Джалиля, заслуженному работнику культуры Российской Федерации
Рауфалю Сабировичу Мухаметзянову (1949) – музыка-театр эшлеклесе, М.Җәлил исемендәге Татар дәүләт академия опера һәм балет театры директоры, Россия Федерациясенең атказанган мәдәният хезмәткәре Рәүфәл Сабир улы Мөхәммәтҗановка 75 яшь (1949)
С 1981 г. является директором ТАГТОиБ им. М. Джалиля. За 40 лет театр под началом Рауфаля Мухаметзянова стал одним из ведущих российских центров музыкального искусства.
В 1988 г. Р.С.Мухаметзянов реформировал художественно-административную структуру театра, впервые в России ввел должности художественных руководителей оперы и балета. В результате использования контрактной системы с ее жесткой конкуренцией и возможностью широко применять практику приглашения исполнителей-гастролеров, театр достиг практически фестивального уровня исполнения спектаклей текущего репертуара.
В 1982 г. стал инициатором проведения и организатором оперного фестиваля им. Ф.Шаляпина. Появившись в ранге всероссийского, в 1991 г. фестиваль получил статус международного. В 1987 году в Казани был основан фестиваль классического балета (с 1992 года — международный). В 1992 году по приглашению Р.Мухаметзянова столицу Татарстана дважды посетил выдающийся танцовщик Рудольф Нуриев. 21 мая 1992 года Нуриев продирижировал в Казани спектаклем «Щелкунчик», после чего дал согласие на то, чтобы казанский балетный форум носил его имя.
Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина и Международный фестиваль классического балета им. Р. Нуриева как основоположники фестивального движения в России по праву вписаны в историю развития мирового музыкального театра.
В конце 1980 – начале 1990-х гг. Рауфаль Мухаметзянов первым в России создал уникальную художественно-административную модель театра, объединяющую распространенную в Европе систему Stagione и традиционный для России репертуарный театр. Новая модель деятельности позволила привлекать (на контрактной основе) к работе над спектаклями наиболее талантливых исполнителей, режиссеров, балетмейстеров, художников. Конец 1990-х гг. в репертуарной политике был ознаменован серией «переносов» постановок и декорационного оформления спектаклей, вошедших в золотой фонд музыкально-театрального искусства («Борис Годунов» и «Царская невеста» в оформлении Ф.Федоровского, «Кармен» — А.Головина, «Пиковая дама» — В.Дмитриева, «Аида» — Е.Чемодурова и др.). С начала 2000-х гг. Рауфаль Мухаметзянов одним из первых в стране стал налаживать творческие контакты с зарубежными постановочными группами из Италии, Франции, Великобритании, Германии, Королевства Нидерланды. В 2005 году театр был капитально реконструирован, установлено современное световое, звуковое оборудование, модернизирована машинерия сцены, благодаря чему появилась возможность создавать высокотехнологичные, эффектные постановки. В рамках международных проектов был создан ряд спектаклей в русле актуальных тенденций мирового музыкального театра.
В 2010-е театр выработал собственную репертуарно-постановочную политику, которой осознанно придерживается на протяжении последнего десятилетия. Большая часть постановок театра выполнена в стилистике «большой оперы»/«большого балета» с акцентом на эстетическую красоту оформления, соответствие эпохе и стилю исходного сочинения, обеспечение высочайшего качества исполнения.
С 1993 года театр проводит ежегодные международные турне балетной и оперной труппы по странам Западной Европы (Королевство Нидерланды, Бельгия, Германия, Швейцария, Франция, Великобритания, Люксембург, Дания, Испания, Португалия и др.), давая за рубежом более 120 спектаклей в год. В 2005 году балет «Щелкунчик» завоевал Гран-При ведущего телевизионного канала Нидерландов AVR02 как лучшая сценическая постановка.
Рауфалем Мухаметзяновым была выдвинута идея формирования репертуара по принципу антологии, когда основой его становятся шедевры мирового музыкального театра, русская классика, а также выдающиеся произведения композиторов Татарстана. С начала 2000-х годов по инициативе Р.С.Мухаметзянова театр инициирует создание татарстанскими авторами новых музыкально-сценических произведений. Работа над каждым сочинением длится по нескольку лет: от зарождения идеи, рассмотрения перспективности той или иной сюжетной темы – через постоянные консультации с авторами и контрольные обсуждения на художественных коллегиях – до выхода спектакля на сцену. С начала 2000-х годов по заказу театра был написан целый ряд произведений – это балеты «Сказание о Йусуфе» Л.Любовского и «Золотая Орда» Р.Ахияровой, оперы «Любовь поэта» о жизни Габдуллы Тукая и «Сююмбике» Р.Ахияровой. Балет «Сказание о Иусуфе» в 2005 году был удостоен высокой награды — Государственной премии России в области культуры и искусства. Опера «Любовь поэта» в 2008 году принесла театру первую премию «Золотая маска» (награду в номинации «Лучшая мужская роль в музыкальном театре» получил исполнитель роли Тукая Ахмед Агади). Создатели и исполнители партий в балете «Золотая Орда» и опере «Сююмбике» были удостоены Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (в 2015 и 2020 гг. соответственно), а также республиканской театральной премии «Тантана».
Наряду с постановкой классических оперно-балетных названий и работой над национальным репертуаром, театр периодически обращается к поиску новых форм, создавая масштабные полистилистические полотна, кросс-жанровые постановки. В 2015 году на сцене театра состоялась премьера спектакля «Даруй нам мир» на музыку Мессы си минор И.С.Баха, в 2020-м – «И воссияет вечный свет» на музыку Реквиема В.А.Моцарта (в обоих случаях режиссером и хореографом выступил народный артист СССР Владимир Васильев).
В 2016 году по инициативе Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова на базе театра стал реализовываться новый проект — фестиваль татарской песни «Узгереш жиле». Для организации фестиваля были привлечены известные российские и международные специалисты в области эстрадного искусства, а генеральным продюсером проекта выступил Рауфаль Мухаметзянов. Командой фестиваля была проведена большая работа по переосмыслению и актуализации татарской эстрадной музыки, созданы аранжировки ко множеству песен, входящих в сокровищницу музыкального искусства республики, поставлены оригинальные шоу-номера. В январе 2020 года гала-концерт фестиваля «Узгэреш жиле» состоялся в одном из самых престижных залов мира – Карнеги-холл в Нью-Йорке (США). В декабре 2020 года в рамках фестиваля «Узгереш жиле» на сцене театра состоялась премьера первого мюзикла на татарском языке – им стал «Алтын Казан» («Золотая Казань») Эльмира Низамова.
Рауфаль Мухаметзянов – заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. За заслуги в области развития театрального искусства награжден Орденом Дружбы, орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан», орденом «Знак почета». Лауреат приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь балета», учрежденного журналом «Балет» (1996); победитель российского конкурса «Менеджер года» (2002) в номинации «Культура», учрежденного Международной Академией менеджмента. Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2015).